perfekt.ru

Словари, глоссарии, справочники, энциклопедии

онлайн



[ СПИСОК СЛОВАРЕЙ || Новые | Популярные | Техника | Экономика | Право | Разное ]


Поиск по всем словарям на perfekt.ru





perfekt.ru / Словари / Сексологический словарь / Словарные статьи на букву "У"




Сексологический словарь



| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |




[ У ]

Угревая сыпь, угри (вульгарные, себорейные, юношеские)

УГРЕВАЯ СЫПЬ, УГРИ (вульгарные, себорейные, юношеские) - широко распространенное имеющее четко прослеживаемую генетическую предрасположенность, воспалительное заболевание сальных желез и волосяных фолликулов.
Единственная известная причина, помимо причин, приписываемых внешним факторам, это наследственность. Для подростка, у которого один из родителей страдал угрями, существует больше опасности, что у него будут угри, чем для подростка, у родителей которого угрей не было. Этим объясняется почему в некоторых семьях часто встречаются угри, а в некоторых - нет. Определенную роль в возникновении угрей играют и гормоны. Радикальные гормональные изменения в период полового созревания ведут к тому, что организм как у мальчиков, так и у девочек начинает производить мужские гормоны, называемые андрогенами. При измерении содержания андрогенов в крови у мальчиков, страдающих угревой сыпью, оно по большей части оказывается в норме. Здесь проблема лежит в области гормональных рецепторов кожи. Рецепторы некоторых клеток кожи слишком чувствительны к гормонам, циркулирующим в крови. Такое индивидуальное изменение чувствительности приводит к тому, что у некоторых подростков угри возникают, а у других нет.

Удовлетворение

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ половое - комплекс психофизиологических реакций, характеризующих заключительную стадию полового акта и проявляющихся чувством довольства, мышечного расслабления с оттоком крови от половых органов. У мужчин чувство удовлетворения наступает непосредственно после эякуляции и оргазма.
У женщин в одних случаях оно возможно даже без получения оргастической разрядки, а в других оно может быть неполным (например, у некоторых мультиоргастических женщин, способных в процессе полового акта испытать несколько оргазмов). Это принципиальное половое различие сопряжено с тем, что у мужчин физиологическая сторона в получении удовлетворения занимает доминирующее положение, более стабильна и очень тесно связана с оргазмом. В противоположность этому, у большинства женщин психологическая сторона в получении удовлетворения от полового акта доминирует над физиологической, связь между удовлетворением от полового акта и оргазмом носит у них подчинённый характер, а психоэмоциональный настрой женщины в момент интимной близости играет определяющую роль. Даже у одной и той же женщины чувство удовлетворения, как по глубине, так и по тональности широко варьирует в зависимости от временных, ситуационных и других факторов. Наиболее часто причинами отсутствия у женщины удовлетворения во время полового акта являются неблагоприятные условия и нерегулярность отношений, неуверенность в сексуальном партнёре или сексуальный контакт с мужчиной без внутреннего побуждения, боязнь беременности, заражения венерической болезнью, возможность быть застигнутой врасплох посторонними, неэффективная стимуляция партнёром эрогенных зон, отрицательные эмоции (страх, смущение, стыд), блокирующие половое возбуждение, и др.

Удовольствие

УДОВОЛЬСТВИЕ -

1. Стремление к удовольствию - вообще: желание, внутренняя потребность в чем-то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее, позитивное; в более узком смысле: сексуальное желание, чувственная жажда, потребность в сексуальном удовлетворении (либидо, потребность, центры сексуальности и удовольствия). В этом смысле говорят, что кто-либо чего-то желает или что желание пропало (фрустрация). Говорят о "жизни в свое удовольствие", т.е. как заблагорассудится, об обуздании своего желания или о лишении других удовольствия; о пристрастии к чему-либо, о том, что что-либо делается с удовольствием. Без удовольствия ничего не получается - это мотив всего. "Удовольствие и любовь это крылья / для великих дел" (Пилад в "Ифигении в Тавриде" Гете). Приходит желание любви, и предпринимаются действия,чтобы удовлетворить эту жажду. Отношения партнеров складываются тяжело, если один испытывает желание удовольствия, а другой нет (сексуальная дисгармония}.

2. Соответствующее прекрасное, приятное ощущение, возникающее в результате удовлетворения; огромная радость, наслаждение, жизнеутверждающее эмоциональное высокое чувство; в общем смысле - удовольствие от жизни, в специфическом телесное удовольствие.
Удовольствие связано, таким образом, с одной стороны, с желанием, а с другой - с его удовлетворением; в совокупности это "жизнеутверждающая эмоция", как выразился X. Гизе (Словарь сексологии, 1952). Отношения между людьми включают оба фактора и их результат. удовольствие образует эротические связи, без него нет эротики. Эротика это или удовольствие или ничто. В человеческой сексуальности удовольствие - это не только приятная приправа, оно имеет собственную ценность как метод и содержание, средство и цель. Функция удовольствия - одна из основных в сексуальности; она освободилась от функции продолжения рода и начала жить самостоятельной жизнью, которой стали подчиняться др. закономерности. У. не абстрактно, а конкретно и привязано к отдельному индивиду; вне индивида нет удовольствия. "В нашей собственной груди / там или нигде бьет источник подлинного удовольствия", - писал поэт X. М. Виланд (1780). Удовольствие от сексуальной жизни зависит от привычек и расположения конкретного человека, однако оно подвержено не только внутренним, но и внешним влияниям. У него свои общие, особенные и индивидуальные пространственно-временные условия. Особое значение имеет ситуация с партнером. В ней функция У. вступает в симбиоз со связующей функцией сексуальности и таким образом усиливается. Желание удалить У. из сексуально-эротических и иных отношений людей разрушило бы эти отношения. С другой стороны, утверждают, что как раз в длительных отношениях чувства могут пустеть, что любовь убивает У. "Ненаправленное, мобильное, короче говоря, инстинктивное, будучи подчинено принуждению к длительной любви, становилось оспариваемой вещью, то есть овеществлялось и тем самым лишалось жизненности" (М. Даннекер). Это вообще противоречие-в-себе, поскольку к любви нельзя принудить, ее нельзя создать искусственно; пожалуй, можно говорить о норме длительного партнерства, но она - не то же самое, что любовь. Если ненаправленное инстинктивное чувство становится спорной вещью, оно просто умирает. Супружеский долг, принуждение к оргазму, нефизиологическое и непсихологическое стремление к соответствию - это цивилизационно-бюрократические феномены организованной и одновременно компенсаторной враждебности У. Индивид при этом отступает на задний план, критерием становится сам акт, возникают мнимая сексуальность и псевдоудовольствие. Длительная любовь, если ее не рассматривать как внешнее условие, лишенное содержания, как чистую фикцию, может обойтись без такого мнимого удовольствия; но она отнюдь не чужда спонтанным переживаниям, безграничному и беспрепятственному чувству, эмоциональной глубине, наоборот, очень многие люди именно в ней испытывают наибольшее У, тогда как другие удовлетворяют свои сексуальные потребности иначе.
Из-за своего большого значения в жизни людей понятие "Удовольствие" играет центральную роль в психологии,особенно в теории 3. Фрейда (психоанализ), любые психические поступки и поведение преследуют цель доставлять удовольствие и избегать страдания (принцип удовольствия). Диалектика удовольствия и страдания и раньше встречалась, хотя и в иной форме. Об удовольствиях и страданиях любви слагались стихи и песни (народная песня): "Но глубоко в сердце звучит / еще долго потом удовольствие и страдание" (И. Эйхендорф, 1837).
Выражения "удовольствие", "наслаждение" вначале не имели в языке какого-либо негативного значения. В дальнейшем стали различать хорошее и дурное удовольствие. Некоторые стали рассматривать удовольствие и как что-то укромное и зловещее, подчиняющееся темным инстинктам, низкое, мимолетное и недостойное честного, добродетельного человека. "Лишь добродетель непреходяща, но не удовольствие" (Д. Граббе, 1829). Немецкий поэт X. Ф. Геллерт (1757) предостерегал от похоти: "Под твоим желанием ношей / ты опускаешься от человеческого достоинства / до низости животного". Наряду с цельными, радостными удовольствием появились пагубные удовольствия, которые следовало сдерживать либо искоренять. Лишь в этом случае возможна честность, напоминал в 1654 г. поэт Ф. фон Логау:
"Не тот, кто прибавляет золото к золоту, / должен признаваться как богач; / у того, кто оставил наслаждения, все может идти хорошо".
Свободное проявление чувственности и борьба с ней постоянно менялись местами в эротической истории человечества. Особенно очерчивает границы удовольствия религия. Интересы сохранения власти и существующего порядка осуществляются методами, враждебными удовольствию. Жизненные чувства людей игнорируются, ими манипулируют, их разрушают, если так пожелают властные инстанции. Экономическая выгода получает приоритет по сравнению с пользой для чувств.
Если удовольствие стало деградировать до беспутства и лотереи, если верхние слои впадают в декадентство, если излишества достигают границ удовольствия, если оргии становятся распространенным явлением, то в обществе, кажется, начинает работать сейсмограф, принуждающий к сдержанности. Но вместе с развращенным удовольствием, ставшим непродуктивным и неактивным, парализующим, а не стимулирующим людей, отупляющим, а не обновляющим их, часто осуждается и удовольствие вообще; такова его извечная судьба. Люди вечно защищаются против гибели и осуждения их удовольствия, живя и наслаждаясь продуктивной жизнью, не вредя себе и другим.
Различные и противоречивые значения удовольствия проявляются в огромном количестве словосочетаний. Зрительное удовольствие допустимо, но грешно, когда часто влечет за собой другие грехи: попасться на глаза - запасть в сознание. X. Вейсс иронически пишет в "Словаре греха" (1989): "Тот, кто дольше необходимого благосклонно рассматривает тот или иной предмет или того или иного человека из благоговения или по причине желания и хотения, тот грешит зрительным наслаждением". Г. Э. Лессинг описывал удовольствие взгляда так:
"Если я для зрительного удовольствия / из-под тенистых, холодных ресниц / с завистью скольжу глазами вверх и вниз / и вижу красивую девушку, / я хотел бы иметь безгрешный глаз". Зрительное удовольствие находится в родстве с любовью к зрелищам (вуайеризм), которая у многих служит компенсаторным удовольствием. Но обычно за зрительным удовольствием следует плотское, чувственное желание и сексуальное наслаждение, которое осуждалось так же, как греховное, даже недостойное, поскольку плоть не столь благородна, как душа или разум. В райском саду ("сад удовольствия"), в представлении немцев, росло все, что только могла породить эротическая фантазия. В арабском "Благоухающем саду..." шейха Нефзауи (ислам) после первого предложения: "Слава и благодарение Аллаху, вложившему высшее наслаждение мужчины в женщину и высшее наслаждение женщины в мужчину" - следует предсказание: "Наивысшее удовольствие возникнет вскоре, если тела будут тесно соприкасаться друг с другом". Это может происходить на немецкой широкой перине любви ("лугу удовольствия" Lustwiese) или в загородном замке ("замке удовольствий." - Lustschloss). Похотливый старик ("старик удовольствий" - Lustgreis) - это старый повеса ("чудак удовольствий" Lustmolch), который все еще думает только об одном, а если он еще при этом кое-что делает, он сластолюбец (Lustling), что почти равнозначно развратнику, прежде всего если у него есть гомосексуальный мальчик ("мальчик для удовольствий"). Многие старые выражения со словом "удовольствие" сегодня больше не употребляются. Сексолог Ф. Пфеффлин писал (1990): "Пестрый букет из многих цветов - слов, связанных с удовольствием, - во второй половине последнего века увял, и сохранился лишь куцый букетик колючих и плотоядных растений - болезнь от удовольствия (Lustseuche), убийство, связанное с удовольствием (Lustmord), и убийца, жаждущий удовольствия (Lustmoerder). Из У, которое двести лет назад могло, при соответствующем словесном дополнении, освятить любую вещь, ощущение или действие, получился феномен, которому с помощью дополнения словами болезнь, убийство и убийца придан отталкивающий привкус". Болезнь от удовольствия означает при этом передаваемое половым путем заболевание сифилис, убийство в связи с У. - убийство на половой почве, неверное и вводящее в заблуждение обозначение. Пфеффлин исходит из того, что само преступление не может быть "приносящим удовольствие и также либидозным актом, а является результатом незаторможенных агрессивных импульсов"; У. и сексуальное желание не служат мотивом для убийцы-садиста, наоборот, удовольствие умерщвляется вместе с жертвой. Однако к старым выражениям добавились и новые, напр. в связи с психоанализом и движением за эмансипацию в XX в. Воспринимаемое как приятное, с охотой совершаемое действие имеет акцент на удовольствие. Тот. кто следует принципу удовольствия, предпочитает увеличение удовольствия страданию. Женщина стремится быть не объектом для У. мужчины, а хочет собственных ощущений У. Тот, кто принужденно ищет все новых наслаждений, является наркоманом удовольствия. Удовольствие рождает новое удовольствие, стремление к нему может быть неутолимым (нимфомания, донжуанство). "Так почти всегда человек пьет удовольствие потоками - и испытывает жажду!" (Э. X. фон Клейст, 1749).
После дискуссий последнего времени в западных индустриальных обществах этот поток удовольствий, как кажется, иссякает, его сила уменьшается, напряженность спадает. В своей книге "Вон!" (1994) Э. Борнеман с вызовом заявил об исчезновении страсти и деградации гетеросексуального коитуса:
"Люди больше не сношаются друг с другом. Они занимаются чем угодно, только не этим старомодным..." В 1994 г. один из журналов писал: "В Германии, согласно опросу, каждая третья женщина в возрасте между 17 и 35 годами вполне может долго обходиться без секса". В качестве причин называются убивающие У. факторы индустриального, потребительского и информационного общества, внешние факторы психического насыщения, связанные с реакцией на чрезмерно большое количество сексуальных сигналов. Консультанты в области секса сообщают о парах, которые гармонично живут друг с другом, но утратили удовольствие от секса. Причиной считают эмоциональную дистанцию, особенно в высших и средних слоях общества. На работе, на службе люди поддерживают друг с другом корректные контакты, они являются поверхностными, милыми, но ни к чему не обязывающими, лишенными страсти и эротизма, стерильными и свободными от взаимных обязательств. Иметь чувства считается непрактичным и рискованным. Лучше сохранять холодность. Тот, кто с удовольствием открывается, становится ранимым и уязвимым. Кто раздаривает удовольствия и чувства, тот плохой торговец. Люди нередко вступают в отношения только с целью извлечь из таких союзов пользу. В случае необходимости всегда можно прибегнуть к сексуальным услугам. Секс обезличивается, от него можно отказаться, как от предмета роскоши. Чтобы иметь секс, другой человек не всегда нужен, даже может быть порой помехой. Сексуальное даже воспринимается как нагрузка. Люди, затопленные соблазнами общества массового потребления, в конце концов, пресытились и сексом. При- выкнув к жизни с чувством пресыщения, они уже ничего больше не хотят. К этому добавляется убивающий удовольствие страх перед будущим, старостью, болезнями, СПИДом, войной, насилием, нападениями, страх быть схваченным, преданным, перед необоснованным подозрением, опасение оказаться использованным, сломаться, страх перед насмешкой и издевкой, перед мужчиной и перед женщиной. Худший враг удовольствия - это страх.
Но это лишь одна сторона. Люди сегодня живут во многом свободнее и имеют гораздо большие возможности для устройства жизни, переживаний, принятия решений, также и в том, что касается любви и сексуальности. Особенно это относится к женщинам. Отношение ко всему телесному и к наготе стало значительно свободнее. Возросла терпимость в отношении различных вариантов сексуальности.


Уранизм, гомосексуальность

УРАНИЗМ (по имени греч. бога Урана) - форма гомосексуальности у мужчины, полностью исключающая возможность сексуального влечения к женщинам. Как синоним мужской гомосексуальности этот термин был предложен в 1870-х годах австрийским писателем К.X. Ульрихом. Он опубликовал ряд произведений, в которых обратил внимание на существование класса людей, "которые по врождённым свойствам... находятся на черте, отделяющей один пол от другого". Он считал, что гомосексуалы являются третьим полом, так как сочетают в себе женский ум и мужское тело. К.X. Ульрих назвал их "уранами" или "урнингами" (возможно, от греч. слова "оураниус" - духовный или от латинского слова "уранус" - небеса). По его мнению, любовь урнинга - более высокого порядка, чем обыкновенная. Будучи человеком разносторонне развитым (юрист, теолог, лучший латинист своего времени), К.X. Ульрих составил классификацию человеческих типов. Своими памфлетами ("Мемнон", "Инклюза") он стремился добиться изменения юридического статуса гомосексуалов.

Уретра, мочеиспскательный канал

УРЕТРА (греч. urethra; синоним - мочеиспускательный канал) - орган мочевой системы, через который осуществляется выведение мочи из мочевого пузыря наружу. Представляет собой эластичную трубку, начинающуюся от мочевого пузыря и заканчивающуюся наружным отверстием. Мужская уретра имеет длину 18-21 см. В ней различают несколько отделов: простатическую часть, перепончатый отдел и спонгиозную часть. Простатическая часть (длина 3-4 см) проходит через предстательную железу.
На задней стенке её находится бугорок семенной, на котором открываются два устья семявыбрасывающих протоков. По бокам бугорка расположены выводные протоки предстательной железы. При половом акте эрегированный семенной бугорок препятствует забрасыванию спермы в мочевой пузырь. Перепончатый отдел проходит через мышечную диафрагму таза, имеет длину до 2 см и является наиболее узкой частью уретры. Спонгиозная часть (длина 14-15 см) начинается от диафрагмы таза до наружного отверстия уретры и на всём протяжении окружена кавернозным телом уретры. По всей длине уретры располагаются околоуретральные железы, продукция секрета которых увеличивается при половом возбуждении. Уретра выполняет не только функцию проведения мочи, но и её удержания за счёт сокращения внутреннего и наружного (непроизвольного и произвольного) сфинктеров, а также проведение семенной жидкости. Продвижение семенной жидкости по мочеиспускательному каналу происходит при эякуляции -рефлекторном акте, при котором сокращается гладкая мускулатура всей половой системы.
Пороками развития уретры являются врожденное её отсутствие (аплазия), отсутствие части нижней стенки (гипоспадия), расщепление верхней стенки (эписпадия), врожденные стриктуры, свищи, клапаны и др. Среди воспалительных заболеваний наиболее распространённым является уретрит.
К заболеваниям, встречающимся в основном у мужчин, относится стриктура уретры.
Свищи являются следствием травматических повреждений, но у мужчин, в отличие от женщин, они могут образовываться и в результате хронического воспалительного процесса, после вскрытия наружу абсцесса уретры или предстательной железы, пролежня от камня или инородного тела, прорастания опухоли. Рак уретры встречается редко, но у женщин чаще, чем у мужчин. Заболевания уретры диагностируются с помощью уретроскопии, уретрографии и исследования отделяемого (микробиологического и микроскопического).

Уретрит

УРЕТРИТ (уретра + ...ит) - воспаление мочеиспускательного канала. Различают инфекционные и неинфекционные уретриты. К первым относят неспецифические (бактериальные, вирусные, микоплазменные, хламидийные, кандидозные) и специфические (гонорейные и трихомонадные) формы. Неинфекционные уретриты подразделяют на аллергические, обменные, травматические, за стопные, ятрогенные и другие, более редкие формы.
Неспецифические уретриты возникают при передаче инфекции половым и неполовым путем, частота их в настоящее время увеличилась в несколько раз, однако истинный учёт их сложен в связи с неполной обращаемостью больных в венерологические диспансеры. Воспалительные заболевания половых органов женщины, половые контакты при менструации увеличивают риск возникновения уретрита. Микрофлора неспецифических уретритов разнообразна: стафилококки, кишечная палочка, стрептококки, микрококки, протей и различные их сочетания. В настоящее время возросла роль вирусоподобных возбудителей микоплазм и хламидий, обнаружение которых достаточно сложно. Половые сношения при уретритах должны быть исключены. Рекомендуется обильное питьё, из рациона исключаются алкоголь, пряности, острые блюда.
К наиболее распространенным специфическим уретритам относятся гонорейные поражения мочеиспускательного канала, вызываемые гонококком, заражение которым происходит половым путём (см. Венерические болезни).
Известны смешанные формы уретритов, патогенными факторами которых служат комбинации микробов, трихомонад или других возбудителей, меняющиеся в процессе лечения.

Уролагния

УРОЛАГНИЯ (ур... + греч. lagneia-похоть, сладострастие) - сексуальное возбуждение, при котором половое удовлетворение наступает в результате прикосновения, обнюхивания или наблюдения за актом мочеиспускания партнёра.

Урология

УРОЛОГИЯ ( ур.. + греч. logos-учение, наука) - раздел клинической медицины, изучающий причины возникновения, симптоматику, лечение и профилактику болезней мочеполовой системы у мужчин и мочевой системы у женщин. Бурное развитие науки и медицинской практики в 20 в. привело к выделению из общей урологии ряда ее подразделов, ставших самостоятельными: детской урологии, фтизиоурологии (туберкулёзные поражения мочеполовой системы), онкоурологии (злокачественные болезни мочеполовой системы мужчин), андрологии. Методы исследования - рентгено - и радиологические, лабораторные, ультразвуковые, инструментальные и др. Интеграция урологии с другими областями медицины привела к возникновению хирургической нефрологии, эндоскопической хирургической урологии и др.

Урофагия

УРОФАГИЯ (ур... + греч phdgein - есть, поедать, пожирать) - сексуальное возбуждение, возникающее при употреблении мочи партнера.

Урофилия

УРОФИЛИЯ - наслаждение вкусом и запахом мочи и самим процессом мочеиспускания. Это расстройство называется также уролагией; урофилия есть получение сексуального удовольствия от желания помочиться на партнера или от того, чтобы партнер помочился на него (на нее). Это одна из форм уретрального эротизма. Она может быть связана с мастурбацией, техника которой требует введения в уретру для сексуальной стимуляции посторонних объектов; такая наклонность одинаково часто встречается как у мужчин, так и у женщин.

Условно-физиологический ритм, УФР

УСЛОВНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ РИТМ (УФР) - принимаемый за условную физиологическую норму ритм половой активности, при котором мужчина осуществляет в среднем 2-3 полноценных половых акта в неделю на протяжении длительного периода жизни. В среднем мужчины переходят на такой ритм в 33-35-летнем возрасте и сохраняют его на протяжении 15-20 лет (так называемая полоса УФР). В сексологической практике возраст вхождения в полосу УФР определяется только для мужчин, состоящих в браке, поскольку считается, что в супружеской паре ритм половой жизни задаётся в основном сексуальной активностью мужчины и обычно совпадает с его физиологическими потребностями. У мужчин с сильной половой конституцией ритм половой жизни на протяжении многих лет может значительно превышать среднестатистические значения. Они могут совершать 5-10 и более половых актов в неделю, а на ритм 2- 3 раза в неделю перейти только после 50 лет. И наоборот, часто сексуальные возможности мужчины со слабой половой конституцией даже в медовый месяц соответствуют УФР или не достигают его. Близкое соответствие индекса УФР средней статистической физиологической и гигиенической норме подтверждается прежде всего данными о периодичности спермиогенеза (для полного созревания сперматозоидов требуется от 36 до 72 ч). По данным A. Kilisey, преобладающими вариантами частоты половых актов являются для возраста до 30 лет 3,27 сношения в неделю, старше 30 лет - 2,34. Условность же количественной характеристики индекса УФР определяется тем, что некоторые мужчины постоянно практикуют только эксцессивный коитус, в течение многих лет проводя не менее 2 сношений в сутки. По окончании первого сношения, как правило, они только оживлялись (если была легкая сонливость, она исчезала), и очень скоро наступала сильнейшая эрекция (часто более сильная, чем первая), все сексуальные ощущения заметно обострялись. Обычные признаки сексуальной удовлетворенности (усталость, безразличие к эротическим раздражителям, сонливость) появлялись у подобных индивидуумов не менее чем после 2-3 сношений.
[ Copyright © 1999-2020 Perfekt Translations Moscow | info@perfekt.ru ]
Яндекс цитирования