ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ в РФ - негосударственные некоммерческие общественные организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей; имеют статус юридического лица; выполняя свои функции, предусмотренные уставом, действуют в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Цели, задачи, порядок образования и права торгово-промышленных палат изложены в Законе РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (июль 1993).
Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) являются торгово-промышленные палаты, российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
ТПП РФ выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат; свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров России, а также торговые и портовые обычаи, принятые в России; определяет порядок ведения негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в России и за рубежом; представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, в Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной предпринимательской деятельностью. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", применяются правила международного договора. Деятельность Международного коммерческого суда, Морской арбитражной комиссии и Ассоциации диспашеров при ТПП РФ регулируются законодательством РФ.
ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ (англ. erade barriers) - ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного (таможенный тариф) и нетарифного (лицензирование, квотирование и пр.) регулирования.
ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ (англ. trade treaties, trade agreements) - вид международных договоров и соглашений, регулирующих торгово-экономические отношения между странами. Т.д., договоры о торговле и мореплавании, торговые соглашения создают договорно-правовую базу в торгово-экономических отношениях между странами, устанавливают принципы этих отношений, определяют их правовой режим (регулирование таможенного обложения, транспортных связей, торговой и другой экономической деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой страны), дают право создавать торговые представительства на территории друг друга. Соглашения о торговле и платежах устанавливают количество и наименования товаров, взаимопоставляемых в период действия соглашения (генеральные списки, контингенты), и содержат обязательства содействовать взаимной торговле, а также общие принципы регулирования платежей между странами. В число Т.д. и с., содержащих нормы общего порядка, включают также налоговые соглашения о режиме инвестиций и др.
ТОРГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ (англ.trade preference) - льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, например, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Т.п. предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в экономических и таможенных союзах, международных организациях.
ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (англ. trade agreements) - см. ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
ТОРГОВЫЙ АГЕНТ (англ. selling agent) - лицо, которое продает товары одного или несколько предприятий по договору, действуя на рынках с высокой конкуренцией (например, рынок текстиля), где реализуются товары несложного производства и где многое зависит от оборотистости продавца. Это обстоятельство определяет более независимое положение Т.а. по сравнению с промышленным агентом. Т.а. сам устанавливает цены и условия сбыта, может торговать изделиями конкурентов; отдельные Т.а. (фирмы) могут даже кредитовать производителей.
ТОРГОВЫЙ БАЛАНС (англ. trade balance) - см. БАЛАНС ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ
ТОРГОВЫЙ ДОМ (англ. trade house) - тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно - импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей.
ТОРГОВЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (англ. trade representative) - лицо, которому постоянно, но не исключительно поручается совершать сделки от имени и за счет владельцев предприятий или же только посредничать при совершении подобных сделок.
ТОРГОВЫЙ РЕЕСТР (англ. trade register) - реестр торговых фирм, книга ведения учета, в которую вносятся данные, имеющие правовое значение. Фирма вносится в Т.р. после ее регистрации. Из. Т.р. можно узнать наименование фирмы, направление ее деятельности, фамилии членов товариществ или акционеров, несущих личную ответственность, данные об основном капитале компаний, имена назначенных прокуристов и вид полномочий на право подписи органами компаний и их прокуристами.
ТРАМП (англ. tramp vessel) - грузовое судно, занятое перевозками в зависимости от наличия грузов без заранее фиксированных расписаний. Оно не закреплено за постоянными портами, не работает на определенных линиях, не ограничивается конкретными видами грузов. Фрахтуется на условиях чартер-партии.
ТРАМПОВОЕ СУДОХОДСТВО (англ. tramp navigation) - форма морского судоходства, при которой работа морских грузовых судов не закрепляется за постоянными портами, районами плавания и не ограничивается определенными видами грузов.
ТРАНЗИТ, ТРАНЗИТ ТОВАРОВ (от лат. transitus - переход, прохождение; англ. transit) - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя Таможенными Органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики. Т. производится с разрешения таможенного органа, за исключением случаев, когда Правительство РФ устанавливает его ограничения в качестве ответной меры на дискриминационную или другую, ущемляющую интересы российских лиц, акцию иностранных государств и их союзов. Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, доставляются в том же порядке, что и товары, к которым они относятся. Товары, перемещаемые Т. между двумя таможенными органами РФ, должны: 1) оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме Т.; 2) доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления исходя из возможности транспортного средства, намеченного маршрута и др. условий перевозки, но не превышающие предельный срок, определяемый из расчета 2 тыс. км за один месяц. Т. по территории РФ может осуществляться по любым путям и направлениям, если иное не предусмотрено Правительством РФ.
ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ РИСК (англ. translation risk) - риск валютных потерь при пересчете сумм из одной валюты в другую, например при ежегодной переоценке валютного долга.
ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЦЕНЕ ТОВАРА - один из важнейших элементов внешнеторговой цены товара; включает в себя затраты на такие элементы транспортного обслуживания, как: подготовка товара к транспортировке на складе отправителя, его упаковка и хранение; погрузка товара на транспортное средство первого перевозчика; транспортировка груза со склада отправителя в пункт передачи товара второму перевозчику; транспортно-экспедиторское обслуживание на первом этапе перевозок; аренда транспортного оборудования на первом этапе перевозок (контейнеры, средства пакетирования и др.) ; выгрузка товара в пункте перевалки; погрузка товара на транспортное средство второго перевозчика; оплата таможенных пошлин, налогов и сборов; страхование груза на случай его порчи или утраты; транспортировка товара вторым перевозчиком и т.д. Т.с.в. ц.т. и состав затрат, ее формирующих, зависит от условий поставки товара на экспорт-базиса поставки.
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ - автомототранспортное средство, которое принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное жительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - (англ. transportion services forwarding operations) - вид деятельности специализированных фирм, организаций, агентов, смешанных компаний по предоставлению грузовладельцу дополнительных услуг, связанных с подготовкой продукции к перемещению: оформление необходимой товаросопроводительной документации; заключение договора перевозки с транспортными предприятиями (фирмами); расчеты за транспортировку груза; организация погрузо-разгрузочных работ; информация участников транспортного процесса; страхование; таможенные формальности и др. В настоящее время около 75% всех грузоперевозок в мире осуществляется с помощью экспедиторов - лиц, которые обеспечивают перевозку грузов, не являясь перевозчиками. Для совершенствования деятельности экспедиторов по обслуживанию грузовладельцев Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), объединяя несколько десятков тысяч экспедиторов из 130 стран мира, разрабатывает различные формы транспортно-экспедиторской документации, правил и условий обслуживания.
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ - провозная плата за перевозку грузов и пассажиров, представляющая собой цену продукции транспорта (перемещения грузов и/или пассажиров). Устанавливается в форме тарифов. В виде транспортной составляющей провозная плата включается в цену товара, повышая последнюю в пункте потребления.
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛОВИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ КУПЛИ-ПРОДАЖИ - специальный раздел в договоре купли-продажи, в котором предусматривается: порядок отгрузки товара; порядок взаимной информации партнеров об отгруженном товаре; условия транспортировке товаров и пр. Обычно содержание транспортных условий включает: срок отгрузки товара; место и порядок сдачи товара продавцом покупателю; действие того или иного международного соглашения, конвенции и др. указания для оформления договора перевозки.
ТРАНСШИПМЕНТ, ПЕРЕВАЛКА ГРУЗА (англ. transshipment of cargo) - условие коносамента, согласно которому морской перевозчик может в любое время и по любой причине выгрузить с судна груз или любую его часть, складировать его на берегу, перегрузить на другое судно, независимо от того, принадлежит оно перевозчику или нет. Перевозчик остается ответственным за выполнение договора перед владельцем груза.
ТРАНСФЕРНАЯ ЦЕНА (англ. transfer price) - см. ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ЦЕНЫ
ТРАНСФЕРТ, ТРАНСФЕР (от лат. transferre - переносить, переводить; фр. transfert ; англ. transfer) - 1) перенос сделки с одного счета на другой; 2) перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую (валютный Т.); 3) транспортная услуга по доставке туристов из аэропорта в гостиницу.
ТРАССАНТ (нем. Trassant; итал. trassante; англ. drawer) - лицо, выдающее переводной вексель (тратту), содержащий требование к другому лицу (трассату) заплатить сумму, указанную в векселе.
ТРАССАТ (нем. Trassat; итал. trassare; англ. drawee) - лицо (должник), обязанное заплатить по переводному векселю (тратте). См. также вексель.
ТРАТТА (итал. tratta; англ. draft, bill of exchange, bill) - переводной вексель, одни из основных расчетных документов во внешней торговле, представляющий собой безусловный письменный приказ одного лица другому лицу уплатить по предъявлении этого документа в назначенный срок предъявителю или указанному в документе лицу. См. также вексель.
ТРАТТА АКЦЕПТОВАННАЯ (англ. acceptance draft) - тратта, акцептованная банком, - одна из форм предоставления банковского кредита импортеру. Обычно реализуется при открытии аккредитива во внешней торговле.
ТРАТТА БАНКОВСКАЯ, ТРАТТА - выставляемая самим банком или от его имени; приравнивается к наличным денежным средствам и не может быть возвращена без оплаты. Оплачивается по предъявлении. Часто используется во внешней торговле.
ТРЕТЕЙСКИЙ СУД (англ. arbitration court, tribunal) - суд, избираемый спорящими сторонами для разрешения возникшего между ними спора. В соответствии с законом Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (1993 г.), "третейский суд" означает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей).
ТЩЕТНОСТЬ КОНТРАКТА - доктрина английского права, признающая недействительность контракта, если выполнение его условий невозможно без нарушения сторонами своих обязательств. Например, контракт о продаже товаров, если они без вины продавца или покупателя погибают до перехода риска случайной гибели или повреждения на покупателя, теряет силу. Таким образом, Т.к. проявляется тогда, когда признается, что договорное обязательство невозможно выполнить без превращения такого исполнения в радикально отличающееся от того, что первоначально предусматривалось контрактом. Сторона, ссылающаяся на Т.к., в обоснование освобождения ее от ответственности за неисполнение обязательств должна доказать, что Т.к. наступила не по ее вине.