Hагар – (varnish, carbon deposit) - углеродистые отложения - это продукты термической деструкции и полимеризации масла и остатков топлива (черная сажа на свече, в цилиндрах, в глушителе)
Hагарообразование – образование нагара
Hагнетатель – устройство, которое служит для подачи воздуха или горючей смеси в двигатель под избыточным давлением. См.также компрессор (2)
Hагрузка – масса на одну ось авто
Hаддув – способ подачи воздуха или горючей смеси в камеру сгорания ДВС под избыточным давлением. См.также турбонаддув
Hажимной диск сцепления – корзина сцепления
Hакатом – езда на нейтрали
Hакернить – сделать что-либо при помощи керна, например, нанести метку на обе части кардана перед его разборкой, чтобы собрать как-было и не нарушить его балансировку, или закрепить одну деталь относительно другой, ударив керном рядом со стыком
Hаконечник карболитовый – свечной наконечник из карболита на свечи у грузовиков, Москвича… (без металлического свечного колпачка)
наконечник рулевой – часть боковой тяги рулевой трапеции
Hаледь – тонкий слой льда на дороге
Hаправление повороата – термин стенограммы - направо или налево. Употребляют две русские буквы - ПР и ЛВ, но существуют и другие обозначения - L-R, L-P и т.д. Перед направлением поворота часто вставляются ориентиры или какие-то особенности дороги, что дает возможность водителю лучше рассчитывать вход в поворот.
Hаправленный рисунок (протектора) – на шинах с таким рисунком протектора указывается направление преимущественного вращения в виде стрелки сбоку (->), что необходимо соблюдать при установке такой шины на колесо
Hаправляющее устройство – часть подвески, которая служит для передачи продольных и поперечных сил, а также моментов всех сил с колес на раму или кузов ТС.
Hаправляющий элемент – направляющее устройство
Hаружное зеркало – зеркало заднего вида, размещенное снаружи автомобиля в поле зрения водителя. Различают по месту крепления: на двери, на переднем крыле, на водостоке; по виду регулировки изнутри: нерегулируемые и регулируемые; по типу используемого зеркала: антибликовые (синие, коричневые) и нет; с подогревом и нет; с повторителем поворота и нет. См.также электрохроматик
Hаружный бензонасос – бензонасос, расположенный рядом с двигателем, в отличие от опускного бензонасоса. Характерен для карбюраторных двигателей
Hаселенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22-5.25 (из ПДД)
Hасосное колесо гидродинамической передачи – лопастное колесо гидродинамической передачи, в котором на тяговом режиме происходит передача энергии от лопастей к рабочей жидкости
Hатяжитель цепи – устройство, обеспечивающее натяжение цепи привода ГРМ. В процессе работы цепь растягивается, ослабляется и начинает греметь. В ВАЗ-2101 стоит полуавтоматический натяжитель.
Hафта – (naphtha) - легкий дистиллят с границами кипения бензина. Выход нафты составляет около 15-18% по массе в расчете на исходную нефть. Это компонент товарных бензинов, осветительных керосинов и реактивных топлив, широко используется как сырье для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония. В качестве сырья для каталитического риформинга применяют прямогонную нафту (straight run naphtha) с границами кипения 65-200°С. Как компонент товарных авиационных керосинов и бензинов используют прямогонную нафту (virgin naphtha), которая представляет собой прямогонный нефтяной дистиллят с диапазонами температур кипения 170-240°С, не содержащий продуктов крекинга (т.е. содержание олефинов равно нулю). Нафту, не содержащую олефинов, называют light naphtha, легкую прямогонная нафту - light virgin naphtha, тяжелую нафту - heavy naphtha и неочищенную нафту - full range naphtha. Нафту, характеристики качества которой жестко не определены, называют naphtha open specification
Hедостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобное, а также в сумерки (из ПДД)
Hезависимая подвеска – подвеска, при которой перемещение одного колеса данной оси не зависит от перемещения другого колеса этой же оси
Hезамерзайка – незамерзающая жидкость для омывания лобового стекла
Hейтралка, нейтраль – нейтральная передача КПП
Hейтральная передача – передача КПП, при которой первичный и вторичный валы КПП рассоединены и вращающий момент с двигателя в трансмиссию не передается
Hеобслуживаемая АКБ – АКБ, выполненная по новейшей технологии, при которой не требуется доливка дисталлированной воды и коррекция электролита при ее эксплуатации. Такая батарея не имеет откручиваемых пробок.
Hепрозрачный гидротрансформатор – гидротрансформатор, у которого при увеличении скорости ТС после равномерного движения частота вращения ведущего вала не изменяется. См.также гидротрансформатор с прямой прозрачностью, гидротрансформатор с обратной прозрачностью
Hерегулируемое наружное зеркало – наружное зеркало, которое не поддается регулировки из салона автомобиля, однако, само регулируется
Hерегулируемое сиденье – сиденье, не имеющее регулировки подушки и спинки. Обычно - это задние сиденья. Однако подушки и спинки могут наклоняться, откидываться или снималься для доступа к частям и элементам, а также для трансформации пассажирского отделения в грузовое.
Hесущая деталь кузова – кузовная деталь несущего кузова, выполняющая задачу не только формирования необходимого объема, но и принимающая на себя механические нагрузки. Несущие детали кузова служат для обеспечения целостности и отсутствия деформации при нагрузках в рабочих режимах эксплуатации автомобиля (не при авариях). Противоположность оперению
Hесущая система – часть ТС, воспринимающая весовые и динамические нагрузки, к которой крепятся узлы и агрегаты ТС
Hесущий кузов – кузов автомобиля безрамной конструкции. 1934 - модель «Olimpia» фирма Опель - первый массовый автомобиль с несущим кузовом
Hесчастный случай – вид страхового случая - постоянная или временная утрата водителем или пассажирами застрахованного ТС трудоспособности или их гибель в результате ДТП, (столкновение, опрокидывание), падение инородных предметов, взрыва, стихийных бедствий
Hетто – вес груза без упаковки
Hефтезаводской газ – (refinery gas) - газ, дистиллят полученный при переработке нефти и содержащий главным образом легкие углеводороды. Может также содержать кислород и двуокись углерода. Частично используется на НПЗ как топливо, а частично сжигается
Hефтеперерабатывающий завод – (refinery) - завод, на котором нефть разгоняют на фракции (дистилляты) и вырабатывают из них товарные нефтепродукты, сырье для дальнейшей переработки или органического синтеза
Hефтепереработка – переработка нефти
Hефтепродукты – продукты переработки нефти. Различают светлые и темные нефтепродукты
Hефть сырая – (crude oil) - природная смесь большого количества разных углеводородов с примесью минералов и воды. Нефть бывает парафинового (paraffinic crude oil), асфальтового (asphaltic-base crude oil) или нафтенового основания (naphthenic crude oil) в зависимости от состава остатка после перегонки при атмосферном давлении. Большинство нефтей - парафинового основания, при этом конкретное содержание нафтеновых и парафиновых углеводородов имеет большое значение. Нефть с большим содержанием парафиновых углеводородов является более подходящим сырьем для производства этилена, а нефть с такими же границами кипения, но с большим содержанием нафтеновых углеводородов - для каталитического риформинга на ароматику. Это связано с тем, что при большем содержании парафиновых углеводородов нефть легче крекингируется и вырабатывается большее количество этилена, а при риформинге нефти с большим содержанием нафтеновых углеводородов обеспечивается больший выход ароматических веществ. На мировом рынке принята следующая классификация нефти по плотности: легкая, средняя и тяжелая. Сера в нефти присутствует в виде сероводорода или меркаптанов, по их содержанию различают малосернистую и сернистую (высокосернистую) нефть. Смотри также переработка нефти
Hигрол – смазка вязкая
Hижнеклапанный двигатель – поршневой двигатель с клапанами, расположенными сбоку от цилиндров. См. двигатель с боковыми клапанами
Низконаддувный двигатель – двигатель с наддувом, в котором повышение мощности за счет наддува составляет 15-25% от мощности такого же двигателя без наддува
Низкопрофильная шина – пневматическая шина, имеющая отношение высоты профиля к его ширине 0,7-0,9. Применяется обычно на легковых автомобилях. См.также арочная, обычного профиля и широкопрофильная шина
Низкотемпературные свойства дизельных топлив – свойства дизтоплива - характеризуются температурой помутнения, застывания и предельной фильтруемости. Они определяют способность топлива проходить через фильтры и обеспечивать прокачку по трубопроводам в условиях низких температур
Низшая передача – передача, имеющая самое большое передаточное число и обеспечивающая минимальную скорость авто, но максимальную тягу
Низшее покрытие – покрытие низшего типа
Ниппель – 1) небольшая тонкая резиновая трубка, используемая для создания клапана в шине, который позволяет надувать шину и не дает ей спуститься; 2) выступающая в середине камеры трубка со встроенным в нее клапаном накачки
Нитро – смола-основа автоэмали - на нитроглицериновой основе - использовалась еше при производстве Ford T - быстро сохнет, слой краски имеет очень малую толщину, малую пластичность, не обеспечивают блеск поверхности - на старых авто наносилось по 14 и более слоев
Нога – элемент подвески ВАЗ-2108 (суппорт+диск+ступица+рычаг+стойка+пружина)
Номерной знак – специальные номера (две металлические таблички с номерами), которые выдает ГАИ при регистрации транспортного средства. Таблички с номерными знаками обязательно должны быть закреплены в передней и задней частях автомобиля. Описание номерного знака - белая табличка, разделенная на две зоны: слева - сам номер (буква, три цифры и две буквы), справа - регион (две цифры - регион России, латинские цифры - страна). Три буква номера называют серией. Номерные знаки зарубежных организаций формируются по-своему. Существуют временные номерные знаки
Номинал, номинальный размер, +0,00 – первоначальный размер поршней, колец и вкладышей
Номинальная пассажировместимость автобуса – 5 человек на один квадратный метр - 0,2 кв.м на 1 чел.
Нормальная полярность АКБ – полярность АКБ, принятая в России - минус справа, плюс слева (со стороны клемм)
Нормальная смесь – горючая смесь, состоящая из 1 кг топлива (в распыленном состоянии) и такого же количества воздуха (для 1 кг бензина - 15 кг воздуха), при котором после реакции горения не остается ни избытка топлива, ни избытка кислорода воздуха. Коэффициентом избытка воздуха равен 1
Нормальные условия эксплуатации – это езда на большие расстояния и на высоких скоростях по хорошей дороге в хорошую погоду без пыли с легкой нагрузкой. Если в основном вы используете машину в этих условиях, вы можете следовать рекомендациям замены масла и масляного фильтра, указанным в сервисной книге, для «нормальных условий». См.также тяжелые условия
Нормативный расход топлива – расход топлива АТС (обычно на 100 км), указанный в его инструкции по эксплуатации или в другом нормативном документе. См.также контрольный расход, удельный расход
Нормы ACEA – моторные масла разделяются на три класса: А - класс масел для бензиновых двигателей; В - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности; Е - класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty); уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами; дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, ACEA E2-96 или ACEA E4-96).
Нормы API – масла категории S (service) предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, а масла для дизельных двигателей коммерческих автомобилей - категория С (commercial). Старые категории API CA B CB не обсуждаются.
|