Магистральная дорога – загородная дорога 1, 2 и 3-ей категории государственного значения для дальних автомобильных сообщений
Магнето – устройство, служащее источником высокого напряжения дл зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя при его пуске; состоит из источника тока - генератора, трансформатора и прерывателя с распределителем. Смотри также маховичное магнето. Изобрел - Роберт Бош
Мазут – (fuel oil) - топочные мазуты или жидкие котельные топлива являются продуктами переработки нефтей, горючих сланцев и каменных углей. Реально рыночным товаром являются только нефтяные мазуты, так как остальные виды мазутов производятся в малых количествах и потребляются в местах производства.
Нефтяные мазуты представляют собой дистиллят - смесь тяжелых темных углеводородов, которая остается после отгонки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих при температуре до 350-360°С. Мазуты получают как при первичной переработке нефти (прямогонные мазуты), так и при вторичной переработке (например, мазут пиролиза). Выход прямогонного мазута составляет обычно от 40% до 50% по массе в расчете на исходную нефть. Нефтяной мазут - это жидкость темно-коричневого цвета. Главными характеристиками качества мазута являются плотность, вязкость и содержание серы. Такие показатели, как температура вспышки в открытом тигле и теплота сгорания для большинства марок близки между собой. Теплота сгорания составляет 40 Мдж/кг +/-5%. Температура вспышки в открытом тигле обычно составляет 100°С +/-10% и только в специальных случаях может опускаться до 60°С. Температура застывания в зависимости от марки меняется от +10°С до +30°С, за исключением флотских мазутов, у которых она равна -5°С или -10°С. Топочные мазуты используются в качестве топлива для котельных центрального отопления и теплоэлектроцентралей, мартеновских печей, для малооборотных дизельных двигателей, а также как сырье для дальнейшей переработки.
Малосернистая нефть – (sweet crude oil) - нефть с содержанием до 0.5% сернистых соединений
Манометр – прибор для измерения давления. Различает манометры шин, масляной системы, воздушное системы и компрессометры. Различают манометры: стрелочные аналоговые, аналоговые с выдвижным индикатором и цифровые.
Манометр с выдвижным индикатором – манометр, у которого в качестве шкалы выступает выдвигаемая от давления из корпуса маркированная линейка
Манометр стрелочный – это наш штатный круглый манометр со стрелкой внутри
Манометр цифровой – манометр с индикацией давления в цифровом виде. Широко используются в современных компрессорах, т.к. кроме индикации позволяют устанавливать давление отключения компрессора
Масло – (lubricating oil, luboil, oil) продукт переработки нефти или различные синтетические жидкости, применяемые для смазки (2) трущихся частей механизмов - масел в авто используется много разных - в первую очередь - для двигателей (моторное масло) и трансмиссии (трансмиссионное масло): минералка, синтетика и полусинтетика, во-вторую, - для смазки отдельных узлов - пластические смазки, в-третьих, для промывки - промывочные масла. По сезонности различают: летнее, зимнее и всесезонное масло; выделяют гипоидное масло. См. смазочное масло, техническое масло. Смотри также производство масла
Маслонасос, масляный насос – устройство для прокачки масла по масляной системе
Маслосъемные колпачки – уплотнители (обычно метало-резиновые) клапанов двигателя. Металлической частью запрессовываются в головку блока, а резиновая часть обращена к клапанам. Количество колпачков в комплекте соответствует количеству клапанов двигателя
Маслосъемные кольца – упрощенные маслосъемные колпачки некоторых автомобилей (М-412, Волга) в виде резиновых колечек
Масляная система – система смазки
Масляный канал – полость, отверстие или канал для прохода масла в двигателе
Масляный фильтр - Устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. М. ф. устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания. Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном, центробежные и другие. В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью. Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3 (2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000-6000 об/мин. Под действием центробежной силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник (напр., картер двигателя).
Масса – 1) отрицательный вывод АКБ и все детали автомашины, на которые подается отрицательное напряжение с АКБ. Это почти все не изолированные металлические детали - кузов, корпус двигателя и т.д.; 2) провод массы
Маховик – массивная деталь двигателя, повышающая равномерность его вращения за счет своей инерции
Маховичный аккумулятор – инерционный аккумулятор
Маховичное магнето – магнето с расположенными в маховике двигателя магнитами и дополнительными обмотками генератора низкого напряжения для освещения и выполнения других функций.
Маятниковый рычаг – деталь рулевого управления с рулевым редуктором и сошкой - дубль сошки на противоположной стороне от рулевого редуктора - поддерживает другую сторону рулевой трапеции, повторяя все движения сошки
Месторасположение VIN – идентификационный номер (VIN) располагают с правой стороны ТС на неотъемной панели несущего кузова (лонжероне рамы) и по возможности в его передней части в соответствии с ISO 4030-77. Более подробно о месторасположении - СТАТЬЯ
Металлик – покраска автомобиля особого вида (с содержанием в краске мелкого светоотражающего пигмента)
Метилтретбутиловый эфир – присадка для повышения ОЧ - безвредной для двигателя антидетонационной добавкой является МТБЭ - метилтретбутиловый эфир. На данный момент он наиболее широко применяется в России и Европе
Методы стопорения против самораскручивания – в автомобилестроении применяются различные методы стопорения против самораскручивания резьбовых соединений: а) контргайки, б) внесение в резьбу краски или герметика (неразъемное соединение), в) шплинты, г) специальные стопорные шайбы, д) стопорящее углубление под гайку е) накернить и т.п.
Механическая КПП – КПП, в которой для переключения передач используется механическое воздействие на рычаг переключения передач
Механическая передача – передача, основанная на использовании зацепления (зубчатая, цепная, ременная), трения (фрикционная) или сил инерции (инерционная)
Механическая подвеска – подвеска, не использующая пневматических устройств, только механические - пружинная, рессорная или торсионная подвеска
Механическая энергия – энергия механического движения и взаимодействия тел
Механический аккумулятор – аккумулятор - устройство для накопления энергии механическими средствами. Например: инерционный аккумулятор, энергия поднятого груза, сжатая пружина…
Механический стабилизатор – стабилизатор поперечной устойчивости автомобиля в виде п-образного стержня, закрепленного на правой и левой частях подвески и уменьшающего боковой крен кузова автомобиля за счет силы трения, возникающей при вращении в закрепленной средней части, и упругости втулок стабилизатора
Механическое транспортное средство – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем (из ПДД)
Миля и километр - При переводе метрических мер в английские и наоборот следует принимать милю равной 1,609344 километра, а километр - 0,62137 мили.
Минеральное масло – основа минеральных масел изготавливается из сырой нефти (см. также производство минеральных масел), которая подвергается разнообразным сложным процессам обработки. Они относительно недороги и представляют собой средний уровень качества. Они наиболее часто используются как для автомобильных, так и индустриальных нужд
Многодисковый вариатор – фрикционный вариатор с ведомыми и конусными ведущими дисками, установленными на шлицах ведомого и ведущего валов (с возможностью перемещения), оси которых параллельны. Передаточное отношение изменяется сближением осей валов
Многоступенчатый гидротрансформатор – гидротрансформатор с многоступенчатым турбинным колесом. См.также одноступенчатый гидротрансформатор
Многоэлектродные свечи – свечи с несколькими отрицательными электродами (от 2-х до 4-х)
Мовиль – автохимия - средство для антикоррозийной обработки скрытых полостей
Модельный год – условный год, как правило, следующий за фактическим годом выпуска транспортного средства
Модификаторы трения – это соединения растворимые в масле, адсорбирующиеся на поверхности металла, благодаря чему модифицированный предельный слой имеет коэффициент трения, промежуточный между жидкой и предельной смазкой. Модификаторы трения применяются в маслах для снижения коэффициента трения между поверхностями металла
Модуль зажигания – катушка зажигания в БКСЗ, в некоторых инжекторных двигателях модуль зажигания имеет по одному в/в выходу для каждой свечи, т.е. в/в напряжение подается с него прямо на свечи, что исключает необходимость использования трамблера и центрального провода
Мокик – вид транспорта - небольшой мопед
Молдинг – длинные декоративные накладки на боковых и задних поверхностях кузова
Момент затяжки - Можно определить непосредственно в кгс•см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н•см (15 кгс•см).
Моновпрыск – первый вариант инжекторного двигателя; появился в конце 1970-х годов, как топливная система с электронным управлением по обратной связи. В этой системе датчик кислорода в выпускном коллекторе определяет полноту сгорания, а электронная схема устанавливает оптимальное соотношение топливо/воздух путем перемещения иглы в жиклере. В топливной системе с обратной связью состав топливно-воздушной смеси контролируется и регулируется несколько раз в секунду. Система моновпрыска очень похожа на карбюраторный двигатель и в ней также присутствует впускной коллектор (в него осуществляется впрыск из моновпрыска). См. также распределенный впрыск
Монокок – жесткая конструкция в виде скорлупы, в которой размещается пилот. Используется как основа кузова автомобиля, к которой крепится мотор, КПП и подвеска - без шасси. Такая конструкция используется для спортивных автомобилей, например, в Формуле-1. См. кокон
Монопривод – привод колес только на одну ось - переднюю или заднюю
Мопед – вид транспорта, двух- или трехколесное ТС, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч (из ПДД); проще говоря - моторный транспорт с педальным приводом
Мост задний (передний) – часть трансмиссии, передающая вращательный момент на задние (передние) ведущие колеса
Моторедуктор – мотор, совмещенный с редуктором - например, моторедуктор стеклоочистителя обеспечивает преобразование быстрого вращения электродвигателя в медленное, но мощное (и под углом 90 градусов) вращение для привода трапеции стеклоочистителя
Моторесурс – расчетный срок службы
Моторный метод определения ОЧ – MON - метод определения октанового числа по аналогии. Одноцилиндровый мотор с переменной степенью сжатия доводят до появления детонации исследуемого топлива. Затем подбирается смесь двух видов углеводородов - изооктана, который считается абсолютно не склонным к детонации (ОЧ=100), и н-гептана, чья детонационная стойкость приравнена к нулю (ОЧ=0). Процентное содержание изооктана в смеси, детонирующей при той же степени сжатия, что и исследуемое топливо, и будет являться октановым числом последнего. В России автомобильные бензины обозначаются буквой «А» и цифрами, соответствующими октановому числу. Существует также исследовательский метод
Моторный отсек – отдельная часть кузова авто для размещения мотора и сопутствующих агрегатов
Мотоцикл – вид транспорта, двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него (масса не более 400 кг) (из ПДД). Древнее определение: мотоцикл - моторная повозка для верховой езды. Различают чопперы, трайки, круизеры и др.
Мощность двигателя – мощность, развиваемая газами внутри цилиндра двигателя при сгорании топлива, уменьшается на коленчатом валу из-за механических и тепловых потерь. В паспорте автомобиля указывается эффективная мощность двигателя. Мощность измеряется в лошадиных силах или в киловаттах.
Мощность удельная – отношение эффективной мощности двигателя к массе автомобиля, на который он установлен
Моющие присадки – детергенты - предотвращают накопление примесей и отложений на деталях двигателя, подвергающихся наибольшему нагреванию, таких, как канавки поршней цилиндров. Они особенно полезны для внутренних поверхностей двигателя. Их воздействие помогает уменьшить образование углеродистых осадков и окисленных смесей, а также предотвращает накопление загрязнений и смолистого налета на металлических поверхностях. Состав: соли металлов на основе кальция или магния из алкиральной или алкило-салициловой группы.
Муфта – устройство для соединения валов, труб, тяг и т.п.
Муфта выключения сцепления – устройство (муфта), передающее осевое усилие от выключающей вилки сцепления через подшипник выжимной на вращающийся элемент нажимного диска сцепления
Мягкая работа дизеля – дизтопливо с ЦЧ выше 55 (малым ПЗС), поступив в цилиндр дизеля, не успевает хорошо прогреться, поэтому давление в цилиндре нарастает равномерно, дизель работает «мягко». Однако при этом ухудшается процесс смесеобразования, что приводит к неполному сгоранию топлива, падению мощности и экономичности двигателя, повышению дымности отработавших газов. Смотри также жесткая работа дизеля
|